Интервью с Владимиром Федоровичем Пеньковым

-Владимир Федорович – как бы Вы себя определили? Ну, можно просто с титулами, номинально. Или призвание какое?

-Вы знаете, все эти титулы это все временное, новостное, всякие титулы они говорят о человеческой гордыни. Поэтому, я думаю, титулов их не может быть много или мало. Я вот был в Москве на приеме в одном министерстве,  и чиновник, который назначил мне встречу, оставил меня сидеть ждать его в приемной минут сорок.  И я перечитал все газеты, журналы, которые там были.  И потом решил посчитать какое количество слов написано в той табличке, которая висит у него на двери. Там и имя, фамилия, отчество, заслуженный лауреат, доктор, профессор и так далее…  Двадцать восемь слов. Потом я пообщался с этим свинообразным чиновником, восторга никакого, и настроение было ужасное и я водителя попросил, давай сейчас поедем на Садово-Кудринскую в Дом-музей Чехова. Это Чеховский музей, где я просто отдыхаю душой. Мы приехали, и когда я вошел, уже экспонаты знаю хорошо, то обратил внимание (раньше не обращал), под стеклом в прихожей на подносе лежит визитка, написано – доктор Чехов. Вот это для меня идеал. А то, что касается призвания, я полагаю так, что человек до конца дней своих не может знать какое у него призвание. Потому что по себе могу судить, мне хочется заниматься и тем и другим.  Помните как в детских стихах – «Драмкружок, кружок по фото, и ещё мне петь охота, а болтать то мне когда, а болтать мне некогда…»  Поэтому мне кажется, человек я немолодой, но я пока не нащупал того призвания, которое заставляет на чем-то сосредоточиться. Поэтому я живу, к сожалению,  по очень безобразному принципу – я занимаюсь многим, что мне интересно, что из этого является призванием, я не знаю, хотя древние говорили – «Кто везде, тот нигде…»

-Назовите главные вехи, что случились в Вашей жизни за последние пять лет?

- Ну, во-первых, главная веха, что моя внучка Соня пошла в школу в прошлом году. Я почему-то переживал больше, чем она, и как мне кажется, даже больше, чем ее родители. Во-вторых,  в этом году произошло определенное событие, когда уже без В.С. Клобуцкого наша кафедра была признана в третий раз «Лучшей кафедрой России в области преподавания рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин».  И еще, наверное, одна веха, связанная с тем, что мне удалось в прошлом и нынешнем году посмотреть изнутри,  насколько теоретические взыскания в плане политического пиара действенны в рамках президентской компании.

-Есть ли у Вас образцы для подражания? Книги, которые на Вас повлияли? Личности?

- Образцы для подражания, наверное, есть. И хотя я человек невоцерковленный, но в заповедях там написано «Не сотвори себе кумира».   Есть люди, которым я хочу подрожать и прежде всего, это мои родители. Они были людьми скромными, прошли войну, они занимались образованием всю жизнь. Мама занималась не только образованием, но и творчеством. Они были для меня образцом. В плане морально-нравственного и человеческого поведения. Если вести разговор о пристрастиях в литературе, образцы, которые в книгах, то для меня идеалом человеческого, гражданского поведения является А.П. Чехов. Восьмитомник Чехова у меня на книжной полке стоит в самом удобном месте. Это самый затрепанный восьмитомник. И начиная от его пьес, рассказов,  начиная от его путевых заметок по поездке на Сахалин, заканчивая его письмами, смешными книжками… В моем понимании, эта фигура достойная того, чтобы о ней можно было говорить и подрожать. Но Чехов, конечно, это как точка на горизонте – недосягаем…

-От чего зависит успешность в работе – от таланта или от умения пробиваться?

- У меня нет ответа на этот вопрос. Можно обратиться к Шекспиру. В одной из его замечательных пьес есть фраза «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…» И я, вот работая со студентами уже 17 лет, исхожу из того, что студентам никогда помогать не надо. Надо делать так, чтобы студентам не мешали. Этот принцип я исповедую. Это одно. И ещё один момент. Жизнь меня так вразумила, что добро должно быть с кулаками. Под добром я понимаю наличие собственного мнения, собственной позиции. И своё мнение, и позицию надо защищать, невзирая на чины, звания, лица. Не считаясь с конъектурой, не считаясь с тем, что дураку надо сказать в глаза, что он дурак, нахалу, что он нахал, а нерукопожимаемому подлецу не жать руку.

-Есть неудачи в Вашей жизни, которыми Вы дорожите больше, чем иными победами?

-Есть, конечно, как у всякого нормального человека. Первая неудача случилась со мной после окончания десятого класса, я решил поступать в институт культуры, где специализироваться по кафедре режиссура и мастерство актёра. Я неплохо сдал по актёрскому мастерству, прошел собеседование по режиссуре, а вот сочинение писал в рассеянном состоянии, и боле того, ухитрился сдать не основной экземпляр, а черновик. И мне поставили 2 балла. И я с первого раза в институт не поступил. Но зато, я пошёл на работу и начал трудовую деятельность в сентябре 1969 года актером Тамбовского областного театра кукол. И вот эта неудача с поступлением в институт, позволила мне в 17ти летнем возрасте окунуться в творческую богему, окунуться в жизнь. Объехать всю Тамбовскую область со спектаклями. Эта неудача позволила мне выставить некие жизненные ориентиры. Я убежден в том, что вполне неудачей для меня было то, что я отказался от предложения занимать большие должности во властных структурах. И как показала жизнь, властные структуры зачастую ломают человека. Если это была неудача, то она позволила мне сохранить душевное равновесие, и способность заниматься тем, чем я хочу.

-Как Вы отвечаете на вопрос, например, незнакомых людей – «чем вы занимаетесь?» Говорите честно и проводите мини-лекцию «что есть PR» или как-то иначе?

- У каждого человека есть свое представление о пиаре. Мне нравится цитата из одной английской переводной книжки, где пиар объясняется достаточно просто. «В одной компании сидят незнакомые люди. И после первого тоста встает молодой человек и говорит: «Девчонки, посмотрите какой я хороший и красивый, я обязательно вам должен понравиться» – мы понимаем, что это реклама. После второго фужера молодой человек встает и говорит: «Девчонки, у меня двухкомнатная квартира в Москве, у меня есть дача, машина, ну, что вам, дурочкам ещё надо» – мы понимаем, что это маркетинг, человек продает себя. И вот, после третьего фужера незнакомая женщина склоняется к молодому человеку и говорит: «Я Вас вижу в первый раз, но я о Вас так много слышала, поэтому Вы должны меня сегодня проводить» – это пиар. Я понимаю, так, что есть некоторые вещи, когда пытаешься объяснить что это, то либо не хватает лексики, либо не хватает разума… Вот попробуйте передать аромат цветка. Но ведь это невозможно, слов не хватает. И то дело, которым мы с вами занимаемся, под названием Связи с общественностью, это как раз нечто неуловимое… По сути чем я занимаюсь всю свою жизнь это наведение мостов между людьми.

-Какие этапы в Вашей карьере вам запомнились больше всего?

- Конечно, поворотные этапы. После института я пошел работать в театр. Потом была служба в армии. После я вновь вернулся в театр, но уже не актером, а художником-декоратором. И вот потом вдруг, в 1976 году вышло постановление ЦК КПСС о работе с творческой молодежью и в Обкоме комсомола потребовался человечек, который имеет некую активную позицию и одновременно был из творческой богемой. Меня пригласили работать  в обком. Из моего театра, от моих красок, от макловиц, от пульверизаторов, я пришел на работу в комсомолы и стал в каком-то смысле комсомольским чиновником. Затем,  был достаточно резкий поворот, когда мне предложили избираться депутатом. Депутатская деятельность в 90е годы мне была интересна. Интересна, прежде всего, тем, что я два раза в месяц вел депутатские приемы. Приходили люди со своими проблемами, своими болячками, своими жалобами, кляузами… Нужно было разбираться, вникать. И вот был резкий поворот, потому что депутатская деятельность это, прежде всего общение с людьми. И здесь начинаешь понимать позицию другого, принимать позицию другого, искать дипломатичные, а то и лобовые ходы, чтобы помочь людям. Но и следующий резкий поворот, когда в 1995 году О.И. Бетин вместе с федеральной службой России по телевидению и радиовещанию с В.В. Лазуткиным предложили мне возглавить тамбовскую государственную телевизионную радиовещательную компанию. От спокойной чиновной работы в администрации Тамбовской области в эту политико-творческо-технологическую компанию. 5 лет работал я там. Затем, резким поворотом для меня было то, что я поступил в Российскую академию управления в Москве. И решил, в добавление к своему культурологическому образованию получить ещё и политологическое образование. Ну, а потом как-то увлёкся, сначала кандидатская диссертация, потом докторская, потом Валентин Станиславович позвал работать меня на кафедру… Я считаю, что вот такие резкие повороты, какие есть, они помогали мне не «засохнуть».

 -У писателя Марка Харитонова есть теория, что уровень мечтаний выявляет уровень личности и суть человека. “Если б я была царица,- третья молвила девица, – я б для батюшки царя родила б богатыря”… Только “царское” желание может сделать царицей. Хотелось бы узнать, есть ли у Вас “царское” желание?

- Начнем с того, что по гендерным показаниям я никакого богатыря на свет произвести не могу, посодействовать этому, наверное, могу, а самостоятельно решить эту проблему не могу ☺ А если всерьёз, я полагаю так, что все царские мечты, они должны быть глубоко запрятаны. Выпячивание своих амбициозных притязаний на что-то, это неинтеллигентно, непорядочно, некрасиво. Мне кажется, что любая царская мечта, это, прежде всего, великое сомнение. А смогу ли я? Получится ли у меня? Соответствую ли я? Поэтому меня всегда  наличие царской мечты останавливает. Можно ли считать защиту кандидатской, докторской диссертации царским желанием? Думаю, нет. Всё как-то складывалось само собой. Обретение званий, лауреатов, премий Тамбовской области это приходит всё само собой. Мечты есть, но озвучивать их это нескромно. И сейчас, я вижу, что многие вещи выпячиваются и в ряде случаев притязание людей выглядит просто смешно.

-Ваше текущее место работы – это старт, пик или финал Вашей карьеры в сфере «связи с общественностью»?

- Вы знаете, наша жизнь похожа на поезд. Есть станция роддом и конечная станция Полынковское кладбище. И я понимаю, что на этом пути есть какие-то полустанки. И когда, в 2000 году мой поезд прибыл на полустанку Тамбовское отделение сбербанка России, мне это вначале показалось достаточно странный, потом я понял, что по сути своей, основу всей банковской деятельности составляет, конечно же, экономика, технология, экономические расчёты, прогнозирование банковских рисков и т.д. Но с другой стороны, люди, они выбирают тот банк, которому доверяют. Поэтому, та работа, которой я занимаюсь в банке сегодня, будучи главным инспектором Тамбовского отделения Сбербанка России, я занимаюсь в большей степени содействием создания благоприятного образа Сберегательного банка.  Эта работа не мной начата и не мной будет закончена. Я рассматриваю это как процесс. Как ещё один полустанок…

-Если бы Вы могли с помощью волшебной палочки что-то поменять, что именно бы Вы изменили, как и почему?

-Ничего ☺

-Кто-то боится темноты, кто-то мышей, кто-то смерти… Чего боится Пеньков В.Ф.?

- Пеньков Владимир Федорович боится трёх вещей. С детства боюсь собак. Был покусан сворой собак в деревенском детстве. И с тех пор, начиная от огромного волкодава и  заканчивая ручным шпицем, тявканье и появление собаки возле меня вызывает холодный пот, оторопь и совершенно нечеловеческие ощущения. Второе, я всегда боюсь быть навязчивым в общении с людьми. Существует грань, за которую переходить невозможно. И мне всегда некомфортно, когда у человека, с которым я общаюсь, вольно-невольно создается ощущение, что я навязываюсь. Этого я очень боюсь. И конечно, пытаюсь этого не допускать. И третье, чего я боюсь, это потерять ощущение реальности, когда то, чем я занимаюсь, в глазах окружающих будет казаться уже смешным.

-Считается, предпосылки к выбору той или иной профессии проявляются в детстве? Кем Вы мечтали стать?

- Действительно, предпосылки проявляются уже в детстве. То, чем я занимаюсь все годы это связанно, конечно, с коммуникацией, с общением. И, наверное, предпосылкой стало одно событие в моем деревенском детстве. Мама рассказывала мне эту историю. Мне было неполных 4 года, мы жили в квартире при местной школе, угля у нас не было. Топились дровами, а в лесу собирали хвою. И эта хвоя закладывалась в печку, была очень хорошая теплоотдача. И вот, в один из зимних вечеров, мне захотелось заглянуть в печку и узнать, как там всё происходит. Я взял тряпочку, открыл задвижку и доступ кислорода сработал так, что языки пламеня вырвались прямо на меня. На лицо. Опалило волосы, брови. После этого испуга, я начал заикаться. А тогда не было никаких психоаналитиков. Мама сводила меня к местной бабушке. И бабка сказала, учите его быстренько читать, пусть он читает вслух, и пусть поет, тогда речь будет развиваться. И вот, в четыре с небольшим года меня научили читать, точнее заставили. Читал вслух, пересказывал, рассказывал… и вот, до сих пор не могу остановиться!

-Вы сделали блестящую карьеру. У Вас есть свой профессиональный секрет?

- Да у меня нет! Вы знаете, лучше обраться к Л.Н. Толстому. У него есть такая фраза «Делай, что должен и будь что будет!» Я пытался соответствовать тому месту, тому делу, а что в результате получилось, судите сами!

Автор: Анастасия Панова, ССО-31

 

Оставить комментарий

*