Экономическая наука в России. «Гибель империи» Е. Гайдара

Практически каждому молодому человеку, принадлежащему к постсоветскому поколению, ни раз приходилось выслушивать, волнующие воображение, байки о великом, но безвозвратно утерянном прошлом, сконцентрированном в вызывающей священный трепет аббревиатуре СССР. Никто не избежал длительных и утомительных повествований о мощи, величестве и могуществе утерянной империи, о причинах крушения которой либо замалчивалось, либо «мямлилось» нечто невразумительное, особенно для тех людей, которые были произведены не в СССР. Закономерно в таком случае возникновение таких вопросов: «Почему, собственно, такая мощная и устойчивая система как Советский Союз так стремительно рухнула, стоило только повеять неведомым, но роковым ветрам?»

015Ответ на сей вопрос наиболее любознательный читатель сможет найти на страницах книги «Гибель империи», принадлежащей перу человека, который был непосредственно замешан в посткатастрофической «мути» девяностых, Егору Тимуровичу Гайдару. Ознакомление с этой книгой было бы кстати тем, кто имеет идеалистические иллюзии относительно советского прошлого, на основании которых оно кажется привлекательным до утопичности.

Егор Гайдар является человеком, которого в настоящее время принято обвинять в развале советской экономики, производства, финансовой системы и чуть ли не советского государства и общества. Такая ситуация складывается несмотря на то, что Гайдар был человеком, который оказался во власти уже после того, как СССР распался. Экономическая история нашей страны как государства  с капиталистической экономикой  представляет собой мучительный трансформационный процесс, который остался в памяти народа как период лихих девяностых, с волной неуправляемого импорта, бандитов, финансовых пирамид и прочего. Сложность и мучительность этого процесса обусловлена резким стихийным изменением социально-политической структуры, к которому нужно было так же адаптировать экономические институты, причем в краткие сроки. Экономика не успевала за стремительно изменяющейся страной, не успевала найти нужные подходящие методы для того, чтобы удовлетворять ее нужды. Именно под началом Гайдара Россия неуверенно, но все-таки встала на рыночные рельсы. Проведение ряда либеральных экономических реформ способствовало стабилизации экономической ситуации (относительной). В этот период благодаря демократическим реформам были запущены капиталистические механизмы, позволившие стране реабилитироваться после крушения СССР.

О результатах реформы исчерпывающе высказался бывший министр экономики РФ Евгений Ясин: «И если сейчас мы будем говорить, получились реформы у Гайдара или не получились, — получились. Потому что вы идете в магазин — там товаров полно, вы хотите пойти в какой-то ресторан — ресторанов в Москве полно, вы хотите начать какое-то дело — такая возможность есть. Получилось».

В книге «Гибель империи» развенчивая мифы об утопическом прошлом, автор постепенно подбирается к настоящему, анализировать которое почему-то многим неинтересно, в силу того, что размышления о настоящем не пробуждают горячих и влажных грез.

Вполне себе доходчиво для читателя любого сорта и выделки развенчивается миф о том, что СССР «развалился» не потому, что сама система была несостоятельна, а потому что развалу способствовали извечные внешние враги, ждущие своего часа, чтобы окончательно стереть нашу Родину со своих школьных карт по географии, и самозабвенно «присосаться» к нефтяным артериям, находящимся на теле нашей с вами страны.

Начиная с 1984 года СССР стремительно начал набирать скорость своего следования в никуда. Проблемы нахлобучивались одна за другой на хрупкое и скользкое тело государственной системы.

По автору, основных причин, способствовавших разрушению советской империи, было несколько. Главная из них – чрезмерная зависимость бюджета страны от доходов с экспорта нефти и газа. Проще говоря – вместо того, чтобы работать над модернизацией производства, реформированием налоговой системы и прочими полезными для жизни простых смертных вещами, руководство решило, что намного легче и приятнее для нервов пополнять бюджет на счет экспорта. Результатом этого как раз и явилось разложение, деградация системы, потому что развитие было исключительно экстенсивным. О рисках высокой зависимости экономики от ресурса с высокой волатильностью (то есть с высокой изменчивостью цены), были проигнорированы. Поскольку риски были не учтены, то и мер, которые смягчают или сводят к минимуму потери при обвале цен на стратегический ресурс, предпринято не было. Все вышеупомянутые особенности были основополагающей частью советской системы. Экономики такого типа не приспособлены к долголетнему благоденствию и здравию. Начинает самоуничтожаться базис – накрывается «медным тазом» и надстройка.

Подобные досадные особенности возникли, в свою очередь, из-за низкого уровня экономической грамотности руководства, потому что основной инструкцией по экономической политике был все тот же, уже к восьмидесятым годам набивший всем оскомину, марксизм-ленинизм, который уже на первых порах советской власти проявил свою несостоятельность в решении экономических вопросов. Так же важной основой возникших экономических проблем была нерешительность и трусоватость в деле проведения жестких структурных реформ: власть боялась при вмешательстве в системный организм задеть не тот нерв, из-за чего бы все вообще пошло прахом.

Такие системы существуют до тех пор, пока они способны накормить граждан. Но как только они начинают голодать,  то сразу же начинают соображать. Поэтому относительное спокойствие и сытость первой половины 80-х годов постепенно сменяется тотальным дефицитом товаров народного потребления, падением доверия к правящей партии, путч августа 1991, объявление государств Советского Союза о независимости. Начавшийся процесс распада был необратим и неконтролируем.

Анализ проблемы нефтяной иглы является очень актуальной составляющей этой книги. РСФСР, поменяв свой внешний облик и скромно назвавшись РФ, все еще не слезла с этой самой пресловутой иглы, а это в свою очередь влечет за собой стагнацию в экономике и коррупцию, от которой вытекают еще более глубокие проблемы, чреватые развязыванием нового социального потрясения, которого уж точно никому переживать на своем веку не хочется.

 

Автор: Мария Ананьева, студентка первого курса кафедры “Связи с общественностью”

В работе использованы картины Васи Ложкина

Оставить комментарий

*