Насмешка над потребителем

Ни для кого не секрет, что современное общество – общество потребления. Как раз вокруг этого общества и разворачивается философия книги Виктора Пелевина «GenerationП». Телевидение, пресса, интернет дают понять части потребителей, что нами манипулируют «сверху», что специалисты по пропаганде и PR формируют общественное мнение, создают и закрепляют в обществе придуманные ими же ценности, часто ложные, навязанные. Как подчёркивает сам Пелевин, что вся свобода потребителя – это выбор между «Кока-колой» и «Пепси».

Место и время действия – это Москва после развала СССР, эпоха первичного накопления капитала. Главный герой – неудавшийся литератор, основным и преимущественно важным качеством которого является цинизм, благодаря которому он бросает работу в ларьке и начинает заниматься адаптацией иностранных брендов для русского потребителя.

Очень хорошо передана атмосфера постперестроичной России: пьяный Ельцин, Mercedes 600, пэйджеры, бандиты, бизнесмены, «хач с автоматом». Через описание этого всего чувствуется негативное отношение Пелевина к стране, в которой он живёт. Мне кажется, именно в 90-е эта книга была чрезвычайно актуальной. Читать эту книгу достаточно тяжело, хотя написана она довольно простым, правда иногда профессиональным, языком. Сложность доставляет огромное количество второстепенных персонажей и сюжетных линий. Однако сюжет построен очень грамотно в плане того, что автор, нагнетая эмоционально тяжелыми фрагментами, следом даёт посмеяться над рекламными концепциями, после погружения в мрачную вавилонскую мифологию, тут же выдёргивает читателя в реальный мир России 90-х.

Отдельно хочу выделить такое понятие, как оранус, что, по сути, является основной идеей данной книги. Оранус – модель поведения того самого потребителя(придуманная Пелевиным), о котором шла речь в начале, основанная на влиянии и роли денег в жизни человека. Данная модель очень интересна и позволяет понять механизм некоторых психологических феноменов происходящих в современном потребительском обществе.

Книга очень интересная, своеобразная, не оставила равнодушным. Особенно актуальна для меня была рекламная, PRи журналистская направленность романа. По сути Виктор Пелевин создал свою реальность, вместе с концепцией её миропонимания. А самое главное, что через эту концепцию отлично можно анализировать реальность обыденную.

 

Ионов Илья БСО-31

Оставить комментарий

*